Форма и содержание договора консалтинговых услуг
Консалтинговые услуги предполагают анализ ситуации на предприятии, разработку ряда рекомендаций по ее успешному разрешению и реализацию данных рекомендаций совместно с руководством предприятия. Они оказываются специалистами для обеспечения развития и процветания бизнеса. Предоставление таких услуг регулируется договором об оказании консультационных услуг.
Договор с юридическими и физическими лицами
Как правило, речь идет о возмездном оказании услуг. Но крупные консалтинговые фирмы могут предоставлять безвозмездные услуги перспективным клиентам на начальном этапе сотрудничества. Цель – быть задействованными в дальнейшем ведении бизнеса клиента за соответствующую плату.
Учитывая важность консалтинга для любого бизнеса, консалтинговые услуги имеют большую стоимость. В развитых странах на них тратятся десятки миллионов долларов.
Сторонами договора консалтинговых услуг являются заказчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и исполнитель, или консультант (может быть юридическим или физическим лицом). Независимо от того, кем являются заказчик и исполнитель, договор составляется по одному образцу.
Единственное отличие договора с физическим лицом состоит в том, что заказчик обязан удержать с него налоги и сборы (на доход физических лиц, в Пенсионный фонд, в Фонд медицинского страхования) перед выплатой вознаграждения. В таких случаях лучше внести это в текст документа отдельным пунктом, чтобы избежать разногласий при расчете.
Виды консалтинговых услуг
Консалтинговые услуги – понятие очень широкое. При оформлении договора следует указать вид оказываемых услуг. Существуют следующие основные виды консалтинговых услуг:
- бухгалтерские: производится оценка и оптимизация работы бухгалтерии, оказывается помощь в работе с документами и ведении бухучета;
- налоговые: проверка соответствия политики компании налоговым нормам государства, решение проблем с выплатой налогов, в том числе в суде, разработка системы планирования налоговых выплат;
- юридические: регистрация компании, разработка внутренней документации, внесение изменений в политику компании в соответствии с меняющимся законодательством;
- управленческие: организация хозяйственной деятельности, эффективное использование кадровых ресурсов, составление бизнес-планов, борьба с кризисным состоянием.
Услуги по управленческому консалтингу пользуются наибольшей популярностью. Эффективность бизнеса зависит в первую очередь от того, как построено управление компанией и насколько руководство способно координировать работу сотрудников для продвижения компании на рынке. Поэтому предприниматели готовы вкладывать средства в управленческий консалтинг.
Консалтинговые услуги оказываются с разной степенью участия заказчика в проекте. Это может быть:
- • экспертное консультирование (заказчик получает всю необходимую информацию и рекомендации консультанта и принимает решение);
- • процессное (заказчик принимает участие в подготовке рекомендаций, стратегических планов и др.);
- • обучающее (сам заказчик или его работники посещают занятия, организованные консультантом).
В договоре консалтинговых услуг необходимо оговорить, насколько активно заказчик участвует в деятельности исполнителя.
Типовой договор и приложения к нему
В 2016 г. используется следующая форма типового договора на оказание консалтинговых услуг:
- название документа, место и дата составления;
- краткая информация о сторонах (ФИО/название, паспортные данные/свидетельство о регистрации, представители (если таковые есть));
- предмет соглашения (обычно кратко, подробные данные содержатся в техническом задании, прилагаемом к документу);
- сроки оказания услуг, размер вознаграждения и порядок его выплаты;
- возможность привлечения третьих лиц;
- обязанности, права, ответственность заказчика и консультанта;
- положение о конфиденциальности;
- расторжение договора;
- реквизиты сторон и подписи.
Как видно, структура данного договора не имеет значительных отличий от обычного договора оказания услуг. В документ также включается одно или несколько приложений:
- техническое задание;
- график проведения работ;
- график платежей;
- акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Составление технического задания
Техническое задание определяет, какие именно услуги будут оказаны и какой результат ожидается. При этом исполнитель сохраняет право самостоятельно выбирать методы работы. Кроме того, оно позволяет заказчику изложить свои требования к консалтинговым услугам, а исполнителю – сделать работу согласно представлению заказчика о конечном результате.
Стандартной формы данного документа не существует. Однако рекомендуется, чтобы в нем было указано следующее:
- краткая информация о заказчике и исполнителе;
- детальное описание услуг;
- сроки и формы предоставления услуг (устно, письменно, индивидуально, в группах и т. д.);
- распределение обязанностей между сторонами договора;
- ожидаемые результаты, критерии приемки;
- подписи и печати.
От того, насколько четко сформулированы пункты технического задания, зависит качество услуг, оказываемых в соответствии с договором, и успешное достижение целей, поставленных компанией.
Консалтинговые услуги играют важную роль в экономическом становлении и успехе компании на рынке. Правильно заключенный договор на оказание консалтинговых услуг, к которому прилагается техническое задание, - залог того, что результат будет соответствовать ожиданиям заказчика.